Юридико-психологические знания в подготовке руководителей ПОО к работе в экстремальных условиях

Юридико-психологические знания в подготовке руководителей ПОО к работе в экстремальных условиях
Одним из важнейших условий успешной управленческой подготовки руководителей для действий в экстремальных условиях, особенно в ситуациях, приближенных к боевым, является использование принципа комплексности в применении таких отраслей знания как юридическая психология и теория управления ПОО. Формирование у сотрудников ПОО необходимых управленческих знаний, умений и навыков должно осуществляться не только посредством осуществления преподавательскими составом определенных учебных процедур (проведения занятий), но и с помощью включения в этот процесс самих обучаемых, широкого использования имеющегося у них жизненного и профессионального опыта, срока прохождения службы в конкретных должностях, наличия образования и специальной подготовки, умений действовать в нестандартных ситуациях, в так называемых «горячих точках», а также с учетом их личностных качеств, таких как: смелость, решительность, честность, справедливость, устойчивость к стрессу, твердая воля, готовность взять ответственность на себя, организовать и сплотить людей, повести их за собой, т.е. наличие организаторских способностей.

В процессе обучения комплексность указанных научных и учебных дисциплин должна проявляться в том, что каждая из рассматриваемых на учебных занятиях управленческая функция, каждая конкретная управленческая задача и операция должны органически увязываться с психологическими возможностями их восприятия обучаемыми по форме, сущности, качественно-содержательным особенностям, уровню отражения, субъекту, детерминированности. При этом должна учитываться также психология обучаемых в отношениях с системой права, поскольку речь в данном случае идет не об использовании психологии вообще, а об юридической психологии, исследующей психологические закономерности, психологические механизмы и феномены в деятельности ПОО, государственных, хозяйственных и общественных организаций в их влиянии на правовую систему и зависимостях от нее.

Эффективной формой обучения, позволяющей наиболее полно использовать принцип комплексности, является применение так называемых активных методов подготовки, ролевое распределение обучаемых в зависимости от темы и цели занятия. В этом случае достигается не только непосредственное включение самих обучающихся в процесс подготовки, но и использование их индивидуальных психологических возможностей в освоении отрабатываемого учебного материала.

Оправдывает себя при управленческой подготовке сотрудников ПОО использование таких важных принципов ЮП как объективность и юридическая специфичность. Это достигается не только за счет передачи обучаемым системы знаний в строгом соответствии с объективной реальностью и вскрытия юридической специфики психологического в ней, его изменения (психологического) под влиянием юридической реальности и обратного влияния на эту реальность, но и посредством проверки имеющихся и полученных в процессе обучения знаний. Для этих целей используются различные приемы и способы. Одним из них, оправдавшим себя на практике, является автоматизированная (компьютерная) проверка знаний (зачет) по отдельным дисциплинам, направлениям деятельности, в т.ч. знаний правовых актов, регламентирующих основополагающие аспекты их функционирования. Такая система позволяет не только объективно оценивать уровень имеющихся знаний, но и оперативно определять имеющиеся пробелы и упущения в подготовке обучаемых

(А.Ф. Майдыков)

Литература: Майдыков А.Ф. Совершенствование управления городскими и районными органами внутренних дел. Автореф. дисс…докт. юрид. наук. - М.,1985; Веселый В.З. Формирование теории управления в сфере правоохранительной деятельности и совершенствование управленческой подготовки кадров органов внутренних дел. Автореф. дисс…докт. юрид. наук.- М.,1988


Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. . 2003.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»